Покрывает все покровом Богородице сама

Понадобится
1. Большая, хорошего качества икона или репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Крупные цветные иллюстрации с изображением храма Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; Покровского собора на Рву в Москве (храма Василия Блаженного); если есть – фотографии с изображением местных храмов во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В начале воспитатель читает детям стихотворение Светланы Высоцкой.

Покров Богородицы
Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.

Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.

Педагог обращается к детям с вопросами:
Вспомните, пожалуйста, что обещала апостолам Пресвятая Богородица, явившись утешить их после Своего Успения?
Явившись опечаленным апостолам в Иерусалиме после Своего Успения, Матерь Божия открыла им, что будет вечно молиться за всех людей перед Престолом Господним.
Получали люди подтверждения этого обещания Богоматери?
В разные времена, в разных странах люди, нуждавшиеся в Ее заступничестве, получали от Пречистой Владычицы уверение в том, что Она слышит их молитвы и прошения о помощи, часто даже удостаивались видения Самой Богородицы.

Так, видели Ее в X веке в Константинополе молящейся за бедствующих жителей осажденного врагами города. Было это во Влахернском храме, где хранились как святыня части одеяния Пресвятой Богородицы: риза, покров и часть пояса, перенесенные туда в V веке из Палестины.

А знаете ли вы, с именем какого святого связано это явление Пресвятой Богородицы и почему мы вспомнили о нем, начав разговор о празднике Покрова Божией Матери?
Видение Пресвятой Богородицы, молящейся за христиан и покрывающей их Своим Покровом, связано с именем святого Андрея, Христа ради юродивого.

На полвека раньше того события, с которого мы начали наш рассказ, в Царьграде-Константинополе, в доме вельможи Феогноста появился новый раб, мальчик-славянин. Он стал византийскому царе-дворцу не рабом, а воспитанником, названным сыном. При крещении назвали его Андреем.

Шли годы, мальчик вырос умным и ученым. Феогност нашел ему место дворцового писца. Но однажды утром Андрея увидели во дворе в разорванной одежде: юноша хохотал, разрывая на себе остатки платья, обличал всех подходивших к нему. Он как бы лишился разума и ничего не помогало возвратить его в прежнее, привычное для всех состояние.

Опечаленный Феогност махнул на своего воспитанника рукой, отпустил его, и юноша пошел скитаться по Царьграду. Жил он подаянием, хотя никогда о нем не просил. По ночам молился на паперти Влахернского храма Пресвятой Богородицы за всех, кто гнал его прошедшим днем.

Люди видели перед собой безумца, но это была не болезнь. Сам Христос, явившийся Андрею в видении, послал юношу на горький подвиг юродства. Так и жил он в Константинополе много лет, по внешности походя на умалишенного, по сути же – будучи живым укором оскудевшим милосердием людям, их очерствевшим сердцам; став испытанием совести византийской столицы.

Однажды, особо холодной зимой, не имея пристанища, всеми гонимый, отчаявшийся согреться, юродивый Андрей замерз в снегу, но не умер, а был удостоен чудесного посещения Ангела Божия. Блаженный Андрей был на время взят в рай, где видел многих великих святых и подвижников, Самого Господа. Не встретил лишь Богородицы, Которой больше всего хотел поклониться. Святой Андрей получил объяснение, что Матерь Божия ушла в мир: помогать людям, утешать скорбящих.

Из райских обителей юродивый был возвращен в Константинополь. И вскоре увидел Богородицу не в раю, а на земле. Было это так.

Шла война. Царьград осадили враги, подступив к самым город-ским стенам. Днем и ночью служили священники в константинопольских храмах, моля Господа о спасении города и людей.

В один из тех дней на Всенощном бдении, когда храм был полон молящихся, стояли среди них юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Вдруг святой Андрей, подняв свой взор к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми. Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала молиться за христиан и долго пребывала в молитве. Закончив молиться, Она сняла со Своей головы покров и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. И этот покров в руках Владычицы блистал «ярче лучей солнечных». Святой Андрей спросил стоявшего рядом ученика своего Епифания: «Видишь ли ты, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».

Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое имя, прибегающих к Его заступлению.

В память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Рассмотрите с детьми икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Задайте детям вопросы, на которые они смогут ответить, внимательно рассматривая изображение на иконе.

Как иконописец передает, что действие происходит в храме Божием?
Показывая, что действие происходит в храме Божием, иконописец изображает внутреннее убранство храма: иконостас, царские врата, высокие своды храма, над которыми поднимаются многочисленные главы храма, купола которых увенчаны крестами.

Как мы можем узнать изображение Пречистой Владычицы Богородицы на иконе?
Пресвятая Богородица изображена в центре иконы над молящимися в храме людьми. Мы уже знаем историю о блаженном Андрее, увидевшем Богородицу стоящей в воздухе и раскрывающей над молящимися в храме Свой Покров. Мы узнаем Пречистую Деву и по одеянию, и по подписи на иконе. Обратите внимание детей, что на молитву в храм собрались разные люди. Иконописец изображает на иконе среди предстоящих Пресвятой Богородице и многих святых.

Можно ли найти на иконе изображение блаженного Андрея и его ученика Епифания? Как узнать блаженного Андрея?
Найти Андрея, Христа ради юродивого и его ученика Епифания среди изображенных на иконе молящихся нетрудно. Святой Андрей изображен босым, тело его едва прикрыто одеждой (так обычно изображаются юродивые). Блаженный Андрей наклонился к своему юному ученику, указывая поднятой рукой на стоящую в воздухе Богородицу, святой Андрей спрашивает Епифания, видит ли тот Пречистую Деву.

После рассматривания иконы воспитатель рассказывает детям о традиции почитания праздника Покрова Богородицы на Руси.

Традиция особого почитания праздника Покрова Богородицы возникла не в Византии, а на Руси. В середине XII века установил этот праздник в своих Владимиро-Суздальских землях князь Андрей Боголюбский. На границе своего княжества, на берегу реки Нерли поставил князь первый в России храм Покрова Пресвятой Богородицы. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в белокаменной рубахе. Стоит этот храм и по сей день.

Воспитатель показывает детям фотографию храма Покрова на Нерли.

Богородица издавна считалась Покровительницей земли Русской. Много храмов на Руси было посвящено празднику Покрова Богородицы. В Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, «что на рву» (известный как храм Василия Блаженного).

Воспитатель показывает детям фотографию Покровского собора на рву, храма Василия Блаженного.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал в России одним из самых любимых праздников.

Каждый из православных христиан не раз ощущал и на себе Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь и защиту.

Воспитатель или кто-то из детей читает стихотворение.

Иван Рутенин Осень. Покров
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.

От всего на свете злого
Лес и поле, и дома
Покрывает все Покровом
Богородица Сама.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выполнить коллективную аппликацию из тонированной бумаги и осенних листьев на тему «Покров Богородицы над землей».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы можно вернуться к разговору о покровских храмах России.

Предложите детям послушать приведенные ниже фрагменты стихотворений Бориса Чичибабина о храме Покрова на Нерли и историческое стихотворение Дмитрия Кедрина об истории строительства храма Василия Блаженного. После прочтения стихотворения предложите воспитанникам, рассматривая крупные цветные иллюстрации храма Покрова на Нерли и собора Василия Блаженного, определить, о каком из храмов идет речь в каждом стихотворении.

Пусть дети пояснят свою точку зрения, сравнивая описание храма в тексте стихотворения с внешним видом храма на иллюстрации.

Борис Чичибабин Храм Покрова

Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова,
Что не камен, а из света весь,
Из любовей, из молитв...

К чтению следующего стихотворения подготовьте детей, пояснив, что оно рассказывает о далеком прошлом, в нем много старинных слов. Незнакомые слова и смысл всего стихотворения поясняйте детям в процессе чтения.

Дмитрий Кедрин Зодчие
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель
Гласит летописца сказанье
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!

И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных, босых, молодых...

«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: «Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.

Государь приказал.
И в субботу на Вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки и купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван
В алтаре, и при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:
А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!» -
И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских,
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Ещё с сайта

  • Святая ночь

    Сценарий детского праздника, посвященного Рождеству Христову

    Действующие лица:
    1-й пастух.
    2-й пастух.
    3-й пастух.
    Ангел.
    Бабушка.
    Внук Анатолий.
    Внучка Аня.
    Внучка Лена.

    На сцене стоит нарядно украшенная рождественская елка. Рядом с ней стол, за столом бабушка с внуками, они пьют чай и беседуют. Играет негромкая музыка.

    Бабушка. Дорогие мои! Сегодняшний вечер особенный! Его называют Рождественским сочельником, или навечерием Рождества Христова.
    Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда "ликуют ангелы на небесах и радуются люди".
    В 5508 году от сотворения мира от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос!
    Первыми из людей на земле об этом узнали пастухи, пасшие стада недалеко от города Вифлеема.
  • Покров Божией Матери

    Выступление детского хора монастыря.
    Тропарь праздника.

    Ведущий
    Сегодня Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников.

    Ребенок чтец
    По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
    На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
    И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
    Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
    Он от скорбей и бед защитит.
    (Стихотворение читается на фоне музыки П. И. Чайковского «Октябрь».)
  • Масленица

    Спортивный праздник
    Инвентарь: Кегли, обручи, ленты, канат.

    Скоморохи:
    Собирайся, народ!
    Весна красная идет!
    Надо зимушку спровадить,
    Дружно Масленицу сладить.
    Собирайся, народ!
    Неделя маслена идет!
    Собирайся, стар и млад,
    Выходите из палат.
    Наступает день второй,
    Весь наполненный игрой!
    День потех и угощенья,
    Смеха, песен и веселья!
    Подходи, торопись,
    Вместе с нами веселись!
  • Здравствуй, масленица

    Дети входят в зал под грамзапись русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов, свободно рассаживаются возле импровизированной «сцены». Выходят скоморохи (взрослые) Тюха и Матюха.
    Тюха.
    Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,молодцы и молодушки!
    Матюха.
    Здравствуйте, гости и гостюшки!
    Тюха.
    Подходите ближе, подходите
    И глаза свои протрите.
    Матюха.
    Мы развеселые потешники,
    Известные скоморохи и насмешники.

  • Пасха

    Подготовка праздника.
    Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших друзей: надо рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе с ребятишками подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи.

    Оформление зала.
    Класс (зал) празднично украшается шарами, распустившимися веточками деревьев, весенними цветами.

    Звучит запись колокольного звона. Дети и приглашенные рассаживаются по местам.
  • Праздник Пасхи

    Первый чтец
    О Ты, пространством бесконечный,
    Живый в движеньи вещества,
    Теченьем времени превечный,
    Без лиц, в Трех Лицах Божества!
    Дух, всюду сущий и единый,
    Кому нет места и причины,
    Кого никто постичь не мог,
    Кто все Собою наполняет,
    Объемлет, зиждет, сохраняет,
    Кого мы называем – Бог!

  • Светлое Христово воскресение

    Подготовка.
    Воспитатели рассказывают детям о Рождении, Жизни, Распятии и Воскресении Христа. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником, показывают репродукции или слайды работ известных художников на темы Воскресения Христа. Для пасхальных яиц мамы заранее готовят сумочки, связанные крючком из разноцветных ниток.

    Оформление зала.
    Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
  • Дорога к храму

    Звучит хор воскресной школы

    Ведущий
    Замечателен игумен Псково-Печерской обители в истории Псковской земли, строитель Божиих храмов и душ человеческих.

    Демонстрирует слайды «Житие Корнилия». Музыкальный фон – церковные песнопения.

    Ведущий
    Имя преподобного Корнилия, игумена монастыря, строгого подвижника и просвещенного человека, в то время было широко известно на Руси. Многие люди приезжали к нему для умной беседы, для духовного поучения. Интерес его к родной старине, желание сохранить для потомков «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» – все это способствовало тому, что игумен Корнилий написал летопись Псково-Печерской обители. Господь так благословил его труды, что слава Божия перешла в века, а память о преподобном осталась в сердцах человеческих.
    Строителю Псково-Печерской обители, игумену Корнилию, претерпевшему лютую казнь от руки Ивана Грозного, посвящено проникновенное стихотворение насельника монастыря схиигумена Саввы. Послушайте, его прочитает ученица школы № ...

  • Рождественское путешествие

    Для учащихся 4—6-х классов

    Действующие лица:
    Ведущие – мальчик и девочка
    В путешествии принимают участие 30 детей, одетых в костюмы народов мира: Латинской Америки, Африки, Востока, Англии, России.

    Звучит музыка "Дети пяти континентов". Выходят ведущие — мальчик и девочка.

  • Колядки матушки-зимы

    По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.

    Ведущая.
    Вот и матушка-зима пришла.
    Растворяй-ка ворота!
    Пришла и коляда, да из Новгорода.

    Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Советуем посетить

Подшивка

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31