Путешествие по древней Руси. «Садко»

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко». Упражнять в пересказе былины с помощью «музыкальных» картинок. Закрепить в речи детей слова и выражения: гусли, гусляр, торжища, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень-озеро, Новгород. Упражнять в создании выразительных образов морских обитателей с помощью мимики, жестов, телодвижений. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам.

Материал: картинки с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись оперы Римского-Корсакова «Садко», бумага, краски, кисти, пластилин.

Ход: Сегодня мы продолжим путешествие по былинам. Для того, чтобы попасть туда, прослушайте музыкальный отрывок и скажите, как называется это произведение. («Садко»).
В: Молодцы! Вы правильно отгадали название оперы. С её помощью мы оказались сейчас в Великом Новгороде, в былине про славного гусляра Садко. С чего же начинается эта былина?

Дети рассказывают. «В Великом Новгороде жил гусляр Садко. Он ходил по честным пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали звать на пиры. Загрустил садко и пошёл Садко к Ильмень озеру, и стал играть там на гуслях».

В: А вот что случилось дальше с нашим героем, мы узнаем с помощью следующей музыкальной картинки.

(Дети слушают следующий отрывок из оперы).

В: О чём же поведала вам эта музыкальная картинка?

Дети рассказывают. «Как стал Садко играть, так взволновалось озеро и пошли волны. Из пены вышел царь Озёрный и, восхищаясь игрой Садко, решил отблагодарить его за прекрасную музыку. Садко всё сделал, что сказал царь: купил невод, бросил в озеро и вытащил три рыбины-золоты перья. Затем продал их купцам новгородским. И стал купцом богатым. Как стал Садко купцом, так скупил все товары новгородские и решил скупить их по всему свету. Построил корабль, набрал дружину и отправился в путь».

В: Ребята, давайте представим, что мы с Садко находимся на торжищах. Кругом слышен смех, звучат шутки, прибаутки. Каждый купец хочет продать свой товар поскорей да повыгодней, зазывает к себе покупателей.

Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!

Стою, продаю,
Товар хвалю:
Ложка за трёшку,
Горшок за пятак,
Свистулька за рубль,
Щелбан за так!

(Дети пробуют «зазывать» покупателей).

В: Во время торгов ряженные и скоморохи веселили собравшийся народ. Звучали загадки, шутки, заклички, устраивались смешные конкурсы, например, «Кто кого переговорит». Давайте и мы с вами поучаствуем в таком конкурсе.

Конкурс чистоговорок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
Рыла свинья, вырыла полрыла.
От топота копыт пыль оп полю летит.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Курочка чистра-пестра, уточка с носка плоска.

В: Молодцы! Давайте вернёмся к былине «Садко». Мы остановились на том, что Садко с дружиной отправился в путь по морю. Их ожидали приключения и встреча с морскими обитателями.

(Звучит музыка из оперы, дети играют в игру «Море волнуется», в ходе которой создают образы морских обитателей).

Воспитатель предлагает детям продолжить прослушивание музыкальных картинок.

В: О чём вам говорит эта музыкальная картинка?
«Разыгралась буря на море, понял Садко, что морской царь требует дань. Попрощался он с дружиною, поплыл по морю на доске дубовой и вскоре оказался на дне моря-океана, в палатах царя морского. Морской царь приказал ему играть в гусли. Начал Садко играть, царь морской — плясать, стало море колыхаться — корабли топить.
Опечалился Садко, порвал струны. Морской царь в награду предлагал ему в жёны любую из своих дочерей. Садко отказывался, потому что ждала его в Новгороде невеста Любавушка. Просит он царя морского отпустить его с миром. Смилостивился царь морской — уснул Садко на дне морском, а проснулся в Новгороде в своих палатах.
Стал Садко по-прежнему по пирам ходить, на гуслях играть».

После рассказа детей воспитатель продолжает: То-то радости было во всём Новгороде. Начался пир да веселье, стали девушки да парни хороводы водить, песни петь. Давайте и мы с вами вспомним хоровод «На горе-то калина».

(Дети играют).

По окончании хоровода воспитатель предлагает отразить свои впечатления через изодеятельность.

Ещё с сайта

  • Щелкунчик

    для детей подготовительной группы

    Действующие лица: Сказочник; Дед Мороз; Королева Мышильда; Мари; Принц Кофе; Щелкунчик; Петрушки; Фея Драже.

    Зал празднично украшен. На центральной сцене декорации зала. В центре украшенная елка, двое встречают гостей у входа в зал. В углу зала расписные ворота. Звучит торжественная оратория, после вступления дети заходят в зал.

  • Осенние встречи

    Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной группы

    В зале детей встречает Осень. Под музыку дети входят в зал, останавливаются у своих мест.

    Осень:
    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас в этом зале!!!
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера

  • Наш первый в жизни выпускной

    ОФОРМЛЕНИЕ:
    КОРАБЛЬ "ДЕТСТВО"
    На стене (без окон) натянута тесьма в форме паруса, к которой прикреплены разноцветные морские флаги. От верхнего угла "паруса" начинается "мачта" с белым Андреевским флагом на шпиле. На полу справа от паруса стоит подставка со съемным штурвалом. Между двух деревянных стоек натянута веревка, на которой крепятся два плоскостных спасательных круга, вырезанных из картона. На каждом из них по окружности написано название корабля. Между спасательными кругами на одинаковом расстоянии друг от друга расположены семь флажков белого цвета с красными буквами, составляющими название корабля. Вдоль стены, на которой расположен парус, расставляются детские стулья для всех выпускников.
  • Чудесная карусель

    Зал украшен шарами, флажками, лентами, разворачиваются плакаты, на которых написано «Чудесная карусель». Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель...». Выходит ведущая.

    Ведущая:
    Начинать пора нам представление. Здравствуйте, друзья!
    Нас игры ждут и приключения,
    Тянуть с началом нам нельзя!
    Я — хозяйка «Чудесной карусели», моя мечта -всех сделать веселыми, перезнакомить и сдружить. А теперь, как водится, давайте с вами знакомиться.

    Водят хоровод знакомства или играют с мячом в игру «Будем знакомы».

  • Проводы зимы

    Действующие лица:

    Взрослые: Зима, Баба Яга, Домовой, Весна, Масленица. 

    Дети: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик.

    Праздник начинается в группе. Входит Зима.

    Зима.
    Снег пушистый стелется,
    Улица бела.
    Я — Зима-метелица,
    В гости к вам пришла!
    Хорошо ли вам было зимой?
  • Масленица

    Скоморохи:

    1-й: Эге-гей! Собирайся, народ!
    Сегодня вас много интересного ждёт!

    2-й: Мы зовём к себе тех,
    Кто любит веселье и смех!

    1-й: Ждут вас игры, забавы и шутки!
    Скучать не дадут ни минутки!
  • Две осени

    Действующие лица:
    Взрослые: Осень ранняя; Осень поздняя; Урожай; Дождь.
    Дети: Капуста; Бурачок; Фасоль; Чеснок; Морковь; Лук; Тыква; Картошка; Помидор; Ворона; Дождевые капельки.

    Под лирическую музыку дети вбегают в зал — "осенний лес". Они свободно располагаются по залу, рассматривают вместе с ведущей убранство сказочного осеннего леса. Выходят две Осени: одна в венке, украшенном овощами, фруктами, грибами, колосьями; другая — в костюме из осенних листьев, капелек дождя (в серо-желтых тонах).

    1-я Осень. А вот и гости к нам пожаловали.
    2-я Осень. Милости просим в наше осеннее царство!
    Ведущий. Ребята, кто это? Вы угадали?
  • Колобок на новый лад

    СЦЕНА 1

    На ширме появляется бабушка - бегает, суетится.

    Бабушка: Что же делать, как же быть,
    Что же внучке подарить?
    Ведь у Машеньки моей
    Нынче день рождения.
    Подарю я Машеньке
    Баночку варенья.
    Ой, а может быть грибков?
    Иль соленых огурцов?

    Рассказ: Нет, бабушка. Я знаю, что подарить твоей внучке.

  • Цирк... Цирк? Цирк!

    Для проведения каждого из игровых конкурсов требуется особый реквизит. До начала циркового представления детям - участникам конкурсов раздают цветные жетоны, что помогает в нужный момент легко организовать команды. Все конкурсы сопровождаются ритмичной музыкой. Для каждого конкурса заранее готовят призы: книги, ручки, блокноты, карандаши, закладки и др.

    Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся... угадайте куда? Правильно, в цирк. Нас ждет необыкновенное представление! Почему необыкновенное? Потому что в обыкновенном цирке артисты - это артисты, зрите ли - это зрители. А в нашем цирке вы сами будете и зрителями и артистами.
  • Волшебница-осень

    Действующие лица (роли исполняют взрослые): Ведущий; Тучка; Солнышко; Осень; Мышка.

    Звучит веселая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал.

    Ведущий.
    Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел? Конечно, праздник осени!
    Листья солнцем наливались,
    Листья солнцем пропитались,
    Налились, отяжелели
    И по ветру полетели
    Зашуршали по кустам
    Видно их и тут, и там.
    Ветер золото кружит,
    Золотым дождем шумит!
    Вот и к нам сюда ветерок листочки принес! Ой, как их много (показывает на листья, разбросанные по залу), посмотрите!

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30