Путешествие по Древней Руси. Ставр Годинович

Цель: Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок. Закрепить в речи детей слова: опала, острог, догадка, пир, бояре, князья, Киев-град. Упражнять детей в подборе слов, используемых в русском фольклоре для оценки внешности и положительных качеств человека. Упражнять в создании выразительных образов героев былины. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: опорные картинки, яблоко, блюдце, краски, листы бумаги разного формата, кисти.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по былинам Древней Руси. А поможет нам попасть туда волшебное яблочко:
Ты катись, катись, яблочко,
По золотому блюдечку.
Укажи нам дорогу
Во славный Киев-град!
Вот мы и пришли в стольный Киев-град. И встречает нас правитель Киева — Великий князь, Владимир Красное Солнышко со своими князьями да боярами. И сидят они на пиру честном друг перед другом, похваляются. Вспомните, ребята, в какую былину мы попали?

(Детям предлагается начать пересказ былины по первой опорной картинке).

«Сидят гости на пировании, сидят похваляются. Только Ставр Годинович не хвастает. Спрашивает его князь: «Что молчишь, Ставр Годинович?» Отвечает Ставр: «Есть у меня и золото, и серебро, но свою жену я ценю дороже злата-серебра».

В: На пиру у князя все гости похвалялись! Давайте и мы сыграем в игру «Похвали соседа». (Правила игры: детям предлагается вспомнить хвалебные потешки (см. Предварительную работу, п. 3) и выбрать из них слова, выражения, характеризующие внешность и положительные качества человека. Например, хороший-пригожий, храбрец-молодец, красна девица и др.)

В: Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите на следующую опорную картинку.

(Дети по второй опорной картинке продолжают пересказ былины).

«Не понравились князю слова гостя. И велел он схватить Ставра Годиновича и посадить в погреба глубокие. «Если жена твоя такая умная — пусть сумеет тебя оттуда высвободить».

В: Да, нелегко пришлось Ставру Годиновичу. Предлагаю поупражняться в изображении различных эмоциональных состояний. Сначала у князя появилось недовольство. Подумайте, как можно с помощью жестов и мимики изобразить это состояние. (Дети изображают).

В: Ребята, а как вы думаете, кто из героев былины испытал яростный гнев? (Василиса Микулична). Изобразите её гнев. Какие чувства она ещё испытала? (Страх за мужа, обиду).

(Детям предлагается третья опорная картинка, с помощью которой они продолжают пересказ)

«Дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Решила она спасти мужа хитростью. Отрезала волосы, назвалась добрым молодцем. Приезжает к князю Владимиру, просит в жёны княжескую дочь. Но молодая княжна догадалась, что это женщина. И просит князя: «Испытай его, батюшка!»

В: Молодцы! А какие же испытания пришлось преодолеть Василию Микуловичу?

(Детям предлагается следующая опорная картинка).

« Сходить в баньку попариться; на широком дворе пострелять в золочёное колечко; с боярами силами помериться».

В: Правильно, ребята! Князь Владимир трудные испытания придумал Василисе Мекуличне, но она их с честью выдержала. Испытаю и я вас. ( Воспитатель загадывает детям загадки).
Что мы можем видеть с вами лишь с закрытыми глазами? (Сон).
Стоит себе качается на вид трава травой, а тронешь чуть — кусается и жалит: « Ой-ой-ой!» (Крапива).
Что общего между деревьями и книгой? (Листья).
Петух снёс яйцо. Кому достанется оно? ( Петух яйца не несёт).
На каком дереве не растут ветки? (На сухом).
Где сухого камня не найдёшь? (В воде).
По чему утка плавает? (По воде).
В: Просто молодцы! Проявили находчивость и смекалку. Вот мы и подошли к финалу былины. Расскажите, чем закончилась она.

(Детям предлагается последняя опорная картинка).

«Испугался князь и отдал свою дочь за него замуж. Настал день свадьбы. Сидит жених грустный, просит князя позвать Ставра Годиновича развеселить гостей. Как пришёл Ставр Годинович, так и разоблачилась Василиса Микулична. Удивился Ставр: «Где же твои косы?!» Василиса ответила: «А косами я тебя из погреба высвободила!» Стыдно стало князю. Отпустил он их с миром».

В: Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро! Я предлагаю сыграть в игру «Был у князя пир большой».
Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки),
Ставр заносчив был с душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).
Князь свой голос надсадил (поглаживают горло),
Ставра в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову руками).
Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую езду).
Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят указательным пальцем, топают).
Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются),
Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание).

В конце совместной деятельности воспитатель предлагает детям зарисовать понравившийся эпизод былины.

Ещё с сайта

  • Щелкунчик

    для детей подготовительной группы

    Действующие лица: Сказочник; Дед Мороз; Королева Мышильда; Мари; Принц Кофе; Щелкунчик; Петрушки; Фея Драже.

    Зал празднично украшен. На центральной сцене декорации зала. В центре украшенная елка, двое встречают гостей у входа в зал. В углу зала расписные ворота. Звучит торжественная оратория, после вступления дети заходят в зал.

  • Осенние встречи

    Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной группы

    В зале детей встречает Осень. Под музыку дети входят в зал, останавливаются у своих мест.

    Осень:
    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас в этом зале!!!
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера

  • Наш первый в жизни выпускной

    ОФОРМЛЕНИЕ:
    КОРАБЛЬ "ДЕТСТВО"
    На стене (без окон) натянута тесьма в форме паруса, к которой прикреплены разноцветные морские флаги. От верхнего угла "паруса" начинается "мачта" с белым Андреевским флагом на шпиле. На полу справа от паруса стоит подставка со съемным штурвалом. Между двух деревянных стоек натянута веревка, на которой крепятся два плоскостных спасательных круга, вырезанных из картона. На каждом из них по окружности написано название корабля. Между спасательными кругами на одинаковом расстоянии друг от друга расположены семь флажков белого цвета с красными буквами, составляющими название корабля. Вдоль стены, на которой расположен парус, расставляются детские стулья для всех выпускников.
  • Чудесная карусель

    Зал украшен шарами, флажками, лентами, разворачиваются плакаты, на которых написано «Чудесная карусель». Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель...». Выходит ведущая.

    Ведущая:
    Начинать пора нам представление. Здравствуйте, друзья!
    Нас игры ждут и приключения,
    Тянуть с началом нам нельзя!
    Я — хозяйка «Чудесной карусели», моя мечта -всех сделать веселыми, перезнакомить и сдружить. А теперь, как водится, давайте с вами знакомиться.

    Водят хоровод знакомства или играют с мячом в игру «Будем знакомы».

  • Проводы зимы

    Действующие лица:

    Взрослые: Зима, Баба Яга, Домовой, Весна, Масленица. 

    Дети: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик.

    Праздник начинается в группе. Входит Зима.

    Зима.
    Снег пушистый стелется,
    Улица бела.
    Я — Зима-метелица,
    В гости к вам пришла!
    Хорошо ли вам было зимой?
  • Масленица

    Скоморохи:

    1-й: Эге-гей! Собирайся, народ!
    Сегодня вас много интересного ждёт!

    2-й: Мы зовём к себе тех,
    Кто любит веселье и смех!

    1-й: Ждут вас игры, забавы и шутки!
    Скучать не дадут ни минутки!
  • Две осени

    Действующие лица:
    Взрослые: Осень ранняя; Осень поздняя; Урожай; Дождь.
    Дети: Капуста; Бурачок; Фасоль; Чеснок; Морковь; Лук; Тыква; Картошка; Помидор; Ворона; Дождевые капельки.

    Под лирическую музыку дети вбегают в зал — "осенний лес". Они свободно располагаются по залу, рассматривают вместе с ведущей убранство сказочного осеннего леса. Выходят две Осени: одна в венке, украшенном овощами, фруктами, грибами, колосьями; другая — в костюме из осенних листьев, капелек дождя (в серо-желтых тонах).

    1-я Осень. А вот и гости к нам пожаловали.
    2-я Осень. Милости просим в наше осеннее царство!
    Ведущий. Ребята, кто это? Вы угадали?
  • Колобок на новый лад

    СЦЕНА 1

    На ширме появляется бабушка - бегает, суетится.

    Бабушка: Что же делать, как же быть,
    Что же внучке подарить?
    Ведь у Машеньки моей
    Нынче день рождения.
    Подарю я Машеньке
    Баночку варенья.
    Ой, а может быть грибков?
    Иль соленых огурцов?

    Рассказ: Нет, бабушка. Я знаю, что подарить твоей внучке.

  • Цирк... Цирк? Цирк!

    Для проведения каждого из игровых конкурсов требуется особый реквизит. До начала циркового представления детям - участникам конкурсов раздают цветные жетоны, что помогает в нужный момент легко организовать команды. Все конкурсы сопровождаются ритмичной музыкой. Для каждого конкурса заранее готовят призы: книги, ручки, блокноты, карандаши, закладки и др.

    Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся... угадайте куда? Правильно, в цирк. Нас ждет необыкновенное представление! Почему необыкновенное? Потому что в обыкновенном цирке артисты - это артисты, зрите ли - это зрители. А в нашем цирке вы сами будете и зрителями и артистами.
  • Волшебница-осень

    Действующие лица (роли исполняют взрослые): Ведущий; Тучка; Солнышко; Осень; Мышка.

    Звучит веселая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал.

    Ведущий.
    Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел? Конечно, праздник осени!
    Листья солнцем наливались,
    Листья солнцем пропитались,
    Налились, отяжелели
    И по ветру полетели
    Зашуршали по кустам
    Видно их и тут, и там.
    Ветер золото кружит,
    Золотым дождем шумит!
    Вот и к нам сюда ветерок листочки принес! Ой, как их много (показывает на листья, разбросанные по залу), посмотрите!

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30