КВН по лексикографии и лексикологии

Ведущий: Дорогие друзья! От всей души приветствуем всех Вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки “Страны Русского языка”. Сегодня в нашей “Стране” встречаются две команды: команда "Скоморошины" и команда "Не разлей вода".
А теперь представим наше жюри, так как КВН у нас необычный, посвященный русскому языку, то и жюри у нас будет представлять своеобразную охрану русского языка. Прежде, чем оценивать команды, проведем литературную разминку.
Разминка:
I). Объяснить фразеологизмы:
Герой не моего романа.
Всемирный потоп.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Лезть на рожон.
Пошла плясать губерния.
Иван, не помнящий родства.
2). Собери пословицу (назови вторую ее половину):
Не сиди сложа руки – /не будет скуки./
Каков мастер, /такова и работа. /
Маленькое дело, /лучше большого безделья. /
Говорить не думая, /что стрелять не целясь. /
Ученого учить, /только портить. /
Хороша веревка длинная, /а речь хорошая./
Капля по капле, /и камень долбит./
Откладывай безделье, /да не откладывай дела./
Не суйся в воду, /не зная броду./
Не спеши языком, /торопись делом./
Учи пока /поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь./
Ешь пирог с грибами, а /язык держи за зубами./

Выездное задание – 4 человека от команды получают задания: придумайте текст и изображение для плаката, который мог бы висеть:
на гардеробе,
над кабинетом директора,
на дверях столовой,
над библиотекой,
у входа на чердак,
над физкультурным залом.

На листе бумаги записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:
а) голова, нос, глаза, рука.
б) ухо, зубы, язык, нога.

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
а)
1) об очень большой тесноте в помещении;
2) о полной тишине;
3) о состоянии тоски, тревоги, беспокойства;
4) о первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного;
б)
1) о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок;
2) об удачливом, счастливом человеке;
3) о забывчивости, плохой памяти;
4) о том, кто потерпел неудачу, оказался в нелепом, смешном положении.

Назвать:
а) 5 слов, начинающихся с буквы “О” и заканчивающихся буквой “К”.
б) 5 слов с двумя “О”.
в) 5 слов, начинающихся с буквы "К" и заканчивающихся буквой “О”.
г) 5 слов с тремя “О”.

Загадки и отгадки. Отгадать загадки, и из начальных букв этих ответов составить слово – название животного.
1). Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед)
2). Конь стальной, хвост льняной. (Игла)
3). Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)
4). В середине алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Ответ: Л И С А.
1) Полон хлевец белых овец (Зубы).
2) Дом по улице идет.
На работу нас ведет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус).
3) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
4) Какой колокольчик не звенит. (Цветок).
Ответ: 3 А Я Ц.
1). Горя не знаем, а горько плачем. (Облака).
2). Под гору коняшка, в гору деревяшка. (Санки).
3). Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж).
4). Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес).
Ответ: О С Е Л.
1). Ты за ней, а она от тебя, ты от неё, а она за тобой. (Тень).
2). Стоят братцы, одним кушаком подпоясаны. (Изгородь).
3) С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета).
4). Новая посудина, а вся в дырках. (Решето).
Ответ: Т И Г Р.

Конкурс капитанов.
I. Прочитайте стихотворение А.Барто "Мишка", “Идет бычок, качается…”, но не так, как вы обычно читаете, а словно:
Вы оправдываетесь перед товарищем,
Вы рассердились на младшего брата,
Вы обиделись на бабушку,
Вы хвастаетесь перед ребятами,
Вы испугались собаки
2. Всем вам известно, с какой тоской дети говорят о математике, русском языке... И следующее наше задание – придумать новое название урокам: математики, русского языка, музыки, методики русского языка, труда, физкультуры.
3. Представьте, что открыт новый специализированный магазин. Придумайте хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы в нем продаваться. Объясните, почему магазин называется "Все для двоечника", "Все для нерях", "Все для прогульщиков", "Все для второгодников", "Все для злостных неносильщиков сменной обуви".
4. На каком языке говорят в Австрии, Бразилии, Аргентине, Пакистане, на Кубе?
5. Вы, пожалуй, не раз рассматривали в журналах модели одежды, да и сами, наверное, рисовали в тетрадках модные платья и костюмы. Попробуйте стать на минуту Пьером Карденом и по нашему заказу воплотить пока на бумаге:
рабочий костюм Бабы-Яги,
парадно-выходной костюм Иванушки-Дурачка,
спортивный костюм Змея Горыныча,
домашний костюм Кощея Бессмертного,
зимний костюм Водяного.
6). Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами “ни-ни”.

Домашнее задание.
Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшочек без огня кашу варил. Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не впрягают лошадей, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние.
Все эти чудеса стали для нас обычными. Но сказки бывают не только о животных, героях, быте, но сказки бывают такие, которые сочиняют сами студенты. Вот фрагмент одной из таких сказок.

СКАЗКА”: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Действующие лица:
Потешник
Царь Глагол
Царевна
Иван
Толковый словарь.

Вступление:
Потешник: В этой сказке вы найдете все, что собрано в народе о родимом языке.
Здесь антоним и синоним, с ними рядышком омоним и метафоры все в ряд за гиперболой стоят.
Здесь найдешь диалектизмы, амофоны, силлогизмы много всякого тут есть – вам всего не перечесть.
В царстве этом с давних пор правил грозный царь Глагол.
Повелительным считался, был свиреп и очень зол.
Хоть по виду был сморчок, головою с кулачок,
Но уж как во что упрется – не уступит пятачок.
Дочка у царя была – Несмеяною слыла.
По дворцу в тоске ходила, слезы горькие лила.
Царь: Порешил я в эту ночь
Замуж выдать нашу дочь,
Потому как настроенье
Я поправить ей не прочь.
Да и о своем здоровье
Голова поди болит:
Я от старости боюся получить радикулит.
Царевна: Хоть, конечно, здесь ты власть,
Всеми здеся правишь всласть,
Но в мою судьбу не суйся
И в любовь мою не влазь.
Я давно уж на примете заимела жениха,
За Ивана выйду замуж:
Об Иване вся тоска!
Сколько б ты не супил бровь,
Повторяю вновь и вновь:
Индивид имеет право на свободную любовь!
Царь: Наше царское сословье
Мы в обиду не дадим.
А Иван-то, ну и плут,
Что удумал, шалопут.
Дам ему я три заданья:
Сразу отпадет желанье
Царских соблазнять детей.
Эй, Ивана мне скорей”.
Потешник: Привели к нему Ивана,
Глазом царь его сверлит,
Не нашедши в нем изъяна,
Грозно Ване говорит:
Хочет наша Несмеяна
Взять в мужья тебя, болвана!
Ты ее волнуешь кровь,
Видно вправду, зла любовь!
Дам тебе я три заданья,
Коли справишься – вполне
Сможешь зятем стать ты мне.
Ну, а нет, кого винить?
Я должон тебя казнить.
Так что сам решай, Ванюша,
Быть тебе или не быть.
Слушай первое заданье:
Вот тебе такая фраза,
Ты поймешь ее не сразу
Шла девица по лесу,
Ухватилась за косу”.
Это, Ванечка, омоним,
А теперь сумей, дружок,
Сочини-ка мне стишок.
В каждой строчке чтоб омоним
Было слышно на конце;
Всей прислуге во дворце.
Иван: Ну, удумал, ну хитер,
Но и я на ум востер,
Хоть, конечно, я не Пушкин
И на рифму не велик,
Только не учел старик,
Кто в омонимах сильнее,
Как ни русский наш мужик.
В общем, бросим рассужденье,
Получай стихотворенье:
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меда крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть,
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало
И за это им попало
Потешник: У царя от гнева закололо слева.
Царь: Ваня, мне твое чело
Прямо скажем, не мило.
Не пойму, что в нем сокрыто
Иль коварство или зло.
Нагловатый твой мигай,
Длинноватый твой сопай,
И нахален лепетало,
И зевало до ушей.
Ты сумеешь победить,
Если сможешь убедить
И меня и весь народ,
Что ты вовсе не урод.
Иван: Вот заданье, так заданье.
Это что ж за наказанье,
Я ведь даже не пойму,
Что сказал он и к чему.
Царевна: Что ж ты, Ванечка, грустишь,
На меня не поглядишь.
Аль не хочешь стать мне мужем,
Аль назад поворотишь.
Ты, Ванюша, полистай
Старый дедушкин словарь.
В нем найдешь тех слов значенье
И исполнишь порученье.
Иван (листает словарь, который дала ему царевна)
Сложный царь мне дал наказ,
Я решу его не враз.
Вот “мигай” – так это глаз,
А “сопай” – всего лишь нос,
А “зевало” – просто рот,
Это ж прямо анекдот.
Ну и ловок же старик!
Лепетайло” – здесь язык!
Что же царь, хоть эту фразу
Я понять сумел не сразу,
Но даю тебе, “мой свет”,
Я достойнейший ответ.
Тут царевна Несмеяна
Кинулась на грудь к Ивану.
Царь со зла позеленел,
Но готовить пир велел.
Заключение.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Тот урок усвоит всякий,
Ты улавливаешь нить?
Чтобы грамотными быть,
Чаще в корень надо зрить.
И тогда себе царевну
Каждый сможет раздобыть.

Ещё с сайта

  • Прощальная гастроль

    Это неофициальная часть выпускного вечера, проходящая в форме КВН между учителями и выпускниками. В командах — все присутствующие; ведущие —один учитель и один выпускник; жюри — родители. Победителей и побежденных здесь нет. Пусть победят Дружба, Взаимопонимание, Любовь.
    КВН начинается с разминки. Ведущий выпускник задает вопросы учителям, ведущий учитель — выпускникам.
  • Из материалов КВН-а

    Слова ведущего КВН.
    - Здравствуйте ! Здравствуйте! Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы продолжить традицию нашей школы - Новогодний КВН!

    (музыка: “Мы начинаем КВН).

    Сегодня в жюри:
    преподаватель истории ;
    учитель математики ;
    представительница старших классов ;
    выпускница 2001 года
    Аплодисменты жюри!

    Счетную комиссию представляет:
    учитель математики
    Кто станет победителем сегодняшней игры решать жюри.

  • КВН юных пожарных

    Открытое внеклассное мероприятие по основам безопасности жизни для учеников 5-6-х классов

    Цель: В игровой форме закрепить знание правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответственности.

    Оформление: На сцене, в зале на стенах - плакаты, газеты по пожарной безопасности.
    Выставка книг по пожарной безопасности.
  • Рублевка.Жите

    сценарий для КВН

    Первая серия.
    Дачный участок. Женщина в халате вешает белье на веревку. Выходит мужчина в майке и шортах.
    Мужчина: Люд, я пойду с собакой погуляю.
    Женщина: Только не долго, Вов, обедать скоро.
    Мужчина: Хорошо. Кони, пошли гулять! Кони!
    Уходит)
    Проселочная дорога. Милицейский «стакан», рядом переносной биотуалет синего цвета. Появляется Мужчина с черным лабрадором, неспеша подходит к милицейской будке. Выбегает Студент с целлофановым пакетом, останавливается, оглядывается и, увидев Мужчину, быстро подходит.
  • Любовь, КВН и весна

    Открывается сцена, звучит лирическая музыка. В лучах прожектора, в дымовой завесе, видна пара: Он и Она. Они исполняют пластический этюд, в финале номера их руки тянутся вверх, в луче прожектора сверху опускается ведущий.

    ВЕДУЩИЙ. Всегда неподкупен, велик
    И страшен для всех без различья,
    Смех честный - живой проводник
    Прогресса любви и величья.
    Наивно прямой, как дитя,
    Как мать - многолюбящий, нежный,
    Он мудрости учит шутя,
    Смягчает удел безнадежный!
  • Путешествие в страну знаний-2

    Участвуют две команды по 5—6 человек, ведущий, члены жюри.
    Команды приветствуют друг друга и членов жюри. Затем ведущий объявляет и проводит конкурсы, не забывал обращаться к жюри, которое оценивает способности команд.

    Разминка, или гимнастика ума
    Каждой команде дается по 5 вопросов. Ведущий задает вопросы, обращаясь то к одной команде, то к другой.
  • Обучающий КВН по журналистике

    Участвуют: 6 команд по 10 человек

    Предложить на выбор (или просто раздать) по одному цвету, и пусть это будет фоном для их газеты, а также фоном для эмблемок, а в зале этим цветом можно будет обозначить место команды).

    Домашнее задание: в подготовительный период (за 1 час 30 минут) команды формируются, выбирают капитана, название команды, название газеты.
  • Сказка ложь

    Сценарий домашнего задания

    - Сенсация!
    - Сказка ушла в оппозицию!
    - Сказка лжет и намекает!
    - Сегодня суд над сказкой!
    - Процесс века!
    - Трубадур назвал короля глупым!
    - Иван-царевич, до рождения Иван-Дурак!
    - Лиса Алиса и кот Базилио - главные казначеи страны!
    - Последние новости: суд над сказкой!

  • КВН юных филологов

    Цели: Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.
    Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.
    Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

    Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично - поисковый

    План мероприятия:
    1. Вступительное слово учителя.
    2. Представление команд.
    3. Проведение конкурсов.
    4. Подведение итогов.
  • КВН по лексикографии и лексикологии

    Ведущий: Дорогие друзья! От всей души приветствуем всех Вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки “Страны Русского языка”. Сегодня в нашей “Стране” встречаются две команды: команда "Скоморошины" и команда "Не разлей вода".
    А теперь представим наше жюри, так как КВН у нас необычный, посвященный русскому языку, то и жюри у нас будет представлять своеобразную охрану русского языка. Прежде, чем оценивать команды, проведем литературную разминку.

    Разминка:

    I). Объяснить фразеологизмы:
    Герой не моего романа.
    Всемирный потоп.
    Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30