Праздник Капустник

Проводился в конце 1 четверти 4 класса

Звучит народная музыка.
Дети заходят с песней «Ах, вы сени, мои сени», сначала мальчики, потом - девочки.

Мальчики:
Ах, вы сени, мои сени
Сени новые мои
сени новые, кленовые
Решетчатые!
Девочки:
Как и мне по этим сеничкам Не хаживати,
Мне мила дружка за рученьку
Не важивати.
Все: исполняют первый куплет.
ТАНЕЦ

Дети становятся полукругом.
Учитель:
Каждый человек с детства помнит бабушкины сказки, присказки, поучающие пословицы, завораживающие слух колыбельные. Народная мудрость, заключенная в них, воспитывала на протяжении веков гордость за талант русского народа, любовь к языку. И в наше непростое время именно наши истоки, наша история поможет нам понять, а значит, и полюбить Русь. На уроках чтения мы с детьми знакомились с поговорками, пословицами, сказками – со всем тем, чем так богат русский язык. С этого года на уроках истории, который так и называется «Твоя Россия», мы изучаем обычаи русского народа, его историю. Мы уже знаем, почему в Новый год наряжают елку, что такое масленица, Колядки, Рождество.
Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. И сегодня на ваш суд мы представляем народный праздник, который справляли на Руси в конце осени. Праздник КАПУСТКИ или КАПУСТНИК.
1.
Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
Веселья вам да радости.
Давно мы вас поджидаем!
Праздник не начинаем!
2.
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко
Припасли мы забавушек на всякий вкус,
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

(Дети поют песню «Пчелочка златая» и играют на народных инструментах.)

3.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
4.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Что совсем - совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
5.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О, лес наш родимый, конец твой пришел!»
6.
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны.
И зреет в нем сила для новой весны.
Учитель:
Давайте перенесемся на много-много лет назад и представим, что мы с вами крестьянские дети. Наступила поздняя осень, За окном идет дождь. Кругом грязь и на улице не погуляешь. И дети просили матушку осень изменить погоду, быть к ним доброй, благосклонной.
7. Осень – мокрохвостка! Пожалей мою кошку, высуши ее шерстку. Не надо так много плакать. Мы любим тебя за то, что ты каждый год угощаешь вкусными яблоками, зрелой капусткой.
8. Матушка – осень, уйми свой гнев! Ты умеешь быть и доброй. Подари нам солнышко. Выпусти нас погулять, под рябиной кудрявой погулять!
9. Осень – матушка, уступи поскорей место своей сестре – зиме. Все дети скучают в избе, грязь мешает им гулять.
Позови братца Мороза. Пусть он заиндевит дубравы, обелит травы, заморозит грязь.
Учитель:
В конце осени работы в поле и огороде были закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняют по дому мелкую работу, пели, шутили. И, конечно, готовясь к зиме, засаливали капусту.
Выходит девочка-хозяюшка: Наташа Д.
Приходите, красны девицы, ко мне в избу.
Нынче будет праздник КАПУСТКИ.
Помогите мне насечь капустки-матушки.
Все девочки хором:
С капусткой тебя, хозяюшка!

Выходят мамы в передниках. Мальчики подносят капусту, морковь, «бочку»
Мальчики уходят за муз. Инструментами.
Звучит народная музыка тихо

Мамы и девочки начинают солить капусту, музыка звучит.
Пошёл козёл в огород,
Поел козёл лук, чеснок,
Всю белу капусту.
Жена:
Возьму козла за рога,
Поведу козла на базар,
Продам козла на мыло,
На белое белило,
На черное сурмило.
Автор:
На ту пору муж на двор:
Муж:
- А что, жена, ты бела?
Жена:
- Муку, сударь, сеяла.
-А что, жена, румяна?
-Против пылу стояла!
- А что, жена бровь черна?
- Лучинушку щипала, за бровушку хватала!
- А где, жена, бел козел?
- А пошел козел под гору, сломал себе голову.
- А где же голова?
- За водою уплыла!
13. Работа да руки – надежные в людях поруки!
14. От нечего делать и таракан на палати лезет!
15. Так работаем, что недосуг и нос утереть!
Учитель:
А парни приходили в гости развлекали работающих девушек шутками да потешками.
16. Как у наших у ворот
Собирается народ
Все то с ложками
Да с трещотками!

Заходят мальчики с инструментами.

17. Как у нашего соседа весела была беседа.
18. Гуси в гусли
Утки в дудки.
19. Чечётки в трещотки,
Чайки в балалайки.
20. Свиристели в свирели
Кукушки в свистушки.
21. Скворцы в бубенцы
Играют, играют, всех потешают.

Песню «Калинка» исполняют мальчики и играют на ложках.
(девочки и мальчики поют, мальчики играют на инструментах)

1. Небылица в лицах небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.
2. Под небесью сер медведь летит
Он ушками, лапками помахивает,
Он черным хвостом принаправливает.
3.На дубу свинья гнездо свила
Гнездо свила, деток вывела.
Малы деточки, поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят.
По верхам глядят, улететь хотят.
4.На горе корова белку лаяла
Ноги расширя, глаза выпуча.
5.Как петух в печи пироги печет
Кошка на окошке рубаху шьет.
Поросенок в ступе горох толчет.
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапогах избу метет.
6.Как по речке, по реке,
Ехал рыжий на быке
Рыжий красного спросил:
-Чем ты бороду красил?
- Я не краской, и не смазкой.
Я на солнышке лежал
К верху бороду задрал.
7. Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке,
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик – овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
8. Небылица в лицах небывальщица,
Небывальщица да неслыхальщица!
- Федул, что губы надул
- Кафтан прожег.
- Велика дыра?
- Один ворот остался!
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашел?
- Нашел!
- Где они были?
- Да за поясом!
- А ты куда шагаешь?
- За семь верст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать!
- Это ж какого ж комара?
- Да того, который укусить меня за нос хочет.
- Да он при тебе!
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя!
- Это еще что! Иду. Около меня свистит. Я туда – свистит, я сюда – свистит. Беда думаю. Влез на березу – сижу, свистит
Ан это у меня в носу!!!
- А что со мной произошло. Свистит пуля, жужжит: я в бок – она за мной. Я упал в кусты, она меня хвать за лоб, я цап рукой – ан это жук!!!
- Тит, а Тит! Пойдем молотить.
- Спина болит.
- Тит, пойдем мед пить!
- Дай поскорей шапку схватить.
- Эй, Фома! Что из леса не идешь?
- Я медведя поймал!
- Так веди его сюда!
- Не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!

Девочки заканчивают работу.

Учитель:
А знаете ли вы, что квасить капусту на Руси стали очень давно, еще в 9 веке. В других странах не умели это делать. Спустя столетия русские люди научили квасить капусту и народы других стран.
Это блюдо очень полезно для здоровья.
Учитель:
А знаете ли вы, что существует много видов капусты.
И сегодня мы разыгрываем семена капусты.
Учитель: Все:
- Делу – время, а потехе час!

ТАНЕЦ
Дети садятся на скамейки.

Учитель:
Веселым искусством народа, затейливой игрой, умной забавой в русском фольклоре выступали загадки. Родились загадки давным-давно. В те далекие времена наши предки, пытались обмануть грозные силы природы, придумали особую тайную загадочную речь. Например, петуха полагалось называть «голоногим», гром – «турай», а медведицу во время охотничьего сезона «коровой». Из тайной речи и родились загадки.
В далекие осенние дождливые вечера собирались в крестьянской избе и стар, и мал. Кто-нибудь из стариков начинал задавать мудреные вопросы:
Загадки:
1.Что есть у всех? (имя)
2. Сидит баба на юру, ноги свесила в реку. (мельница)
3.Стоит Филат, на нем сто заплат. (капуста)
4. На дворе горой, а избе водой (снег)
5. Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям усмехается. (солнце, небо)
6. Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (молния, гром и дождь)

Игра «Горелки», «У медведя во бору»
Пословицы:

За работу - не мог, за дело не мог, а поесть, поплясать против нас не сыскать!
Играть не устал, не ушло бы дело!
Звенят бубенцы хорошо, да плохо кормят!
Ай, весело поется, весело прядется!
-Что народ здесь красивый собрался?
-Мы народные умельцы, вышиваем и плетем и частушечки поем!
1. Все:
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть!
Неужели в этом зале
Половицы лопнут!
(Эх раз, эх два, вот такие вот дела!)
2. А я топну ногой ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Вси равно плясать хочу!
3. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги в углу лежат!
4. Во саду ли в огороде,
Артёмка наш ворон считал.
И какое ему дело,
Кто капусту убирал!
5. Я сижу, капусту ем,
Слезы распустила,
Потому что я сегодня
Тройку получила.
6. Я могу капусту квасить,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости
Всех капустой угощу.
7. Ходит Люба между гряд.
Выбирает все подряд:
Где капуста, где сорняк
Не поймет она никак!
8. Посылала меня мама
Загонять гусака.
А я вышел за ворота
И давай плясака!
9. Я иду – она колышет
Вся зеленая трава.
Я люблю – она не верит
Чернобровая моя.
10. На дворе то по лужку
Бегают утятя
А я с печки босиком
Думала – ребята!
11. Давайте, девки, рассуждать
Кому сугробы разгребать.
К нам такие парни ходят
Из сугроба не видать.
12. Меня сватать привезли
На серой кобыле.
Все приданое забрали
А меня забыли!
13. Не ходи, подруга, замуж
Замужем то ни того,
Не посмотришь на другого
Все гляди на одного!
14. В кухне веник я нашел
И всю хату я подмел.
И осталось от него
Две соломинки всего!
15. Не ругай меня, маманя,
Что сметану разлила.
Мимо окошка шел Антошка
Я без памяти была!
16. Шел деревней – девки спали.
Заиграл в гармошку – встали.
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
17. Было три, было четыре,
Довела до одного,
Довертелась, докружилась,
Не осталось никого.
18. Оксана, Аня
Чаёк пила.
Самоварничала,
Всю посуду перебила
Накухарничала.
15. Все
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Учитель:
Водить хоровод – это не просто «ходить кругами». Это еще и петь, и танцевать, и играть какую-нибудь роль. В хороводе люди радовались или грустили вместе.

Хоровод с родителями.
Песня «Во поле береза стояла»
Стихотворение о России С. Васильева
Песня «Моя Россия»

А теперь, дорогие гости, просим к столу.

Дети с подносами.
Называют блюда.

Ещё с сайта

  • Вечер конкурсов в школе

    Учащиеся сидят за столиками в классе. Каждый столик — команда, представители которой участвуют в различных конкурсах. Победители конкурсов награждаются конфетами, шоколадками, вафлями, яблоками, бананами и т. д.

    Конкурс «Визитная карточка*
    Каждый столик-команда представляет название и свой девиз. После этого у каждого участника появляется на груди эмблема.

  • Друг, воспитанный тобой

    развлекательная программа для детей 1-4-х классов

    Цель: Прививать детям чувство любви к животным.

    Оформление зала: На стенах можно развесить фотографии или открытки с изображениями животных, расставить в пакетах корм для кошек и собак, посадить на стулья мягкие игрушки — животных.

    Действующие лица: Кошка. Собака.

    Элементы костюмов
    Собака — коричневые штаны и свитер, уши и хвост из коричневого меха.
    Кошка — черные лосины, черная водолазка, хвост и уши из черного меха.

  • Сценарий на последний звонок

    Звучит сигнал; без остановки звучит вступительная музыка, на вступительном проигрыше по ступенькам спускается хор и выстраиваются перед микрофонами; на финальном проигрыше хор по линиям расходится в разные стороны, из центра выходят малыши на спортивный танец.

    Появляются ведущие:
    В это майское утро, этой теплой весной
    Все как прежде как будто, все идет чередой. – Только все при параде, при улыбках, цветах,
    Зал в красивом наряде и гостей просто страх. – Знаем мы, что сегодня вам не нужен урок
  • Выпускной вечер младших классов

    Оформление доски:
    Какими мы были
    Лишь первых познаний блестит тебе свет
    Какими мы стали
    Узнаешь - предела познанию нет!
    Фото
    Пословицы: Знающий от тысячи бед избавится.
    Труд, труд, труд - вот три вечных сокровища.
  • Выпускной вечер (9 класс)

    1-ое застолье

    1. Слово ведущей:
    Добрый вечер, дорогие выпускники, уважаемые родители! Вот и наступил день, который вы все вместе так ждали. Позади 9 школьных лет! У каждого они прошли по- разному, были успехи и разочарования, радости и огорчения.
    Труден школьный путь, но вы, дорогие наши выпускники, сумели взять свою первую высоту, вы получили свой первый документ об образовании.
    И сегодня этот праздник посвящается вам, наши умные и старательные, талантливые и находчивые, веселые и непосредственные ученики! Сегодня на нашем празднике мы будем вспоминать школьные годы, танцевать, участвовать в конкурсах и играх.
    А сейчас я хочу предоставить слово для поздравления вашему классному руководителю, учителю, который на протяжении долгих лет был рядом с вами, помогал вам, поддерживал вас, переживал за вас, вел вас за руку к знаниям и успеху, отдавая свое сердце любимым ученикам.
    (Слово предоставляется классному руководителю)
    Тост за слова учителя (звучит музыка)

  • Сегодня вечер выпускной

    Зал празднично оформлен, звучит инструментальная музыка.

    Ведущий:
    Есть у каждого детства свой адрес.
    С ним расставшись, мы станем взрослей.
    И бродить наше детство останется
    В стенах школы своей.

    Ведущая:
    Уведет нас все дальше дорога.
    Школьных лет не вернуть, не забыть.
    И хотим мы сегодня немного
    О былом с тобой погрустить.

    Вокальной группой или солистом исполняется песня.

  • Помолясь, за книгу, дети!

    Сценарий праздника 1 сентября

    Ведущий
    Здравствуйте, дорогие гости! Мы приглашаем вас на Праздник знаний. Слышите, звенит колокольчик, он зовет нас на занятия после летних игр и прогулок.

    Звенит колокольчик.
  • Космический круиз

    Сценарий выпускного вечера

    В зале звучит космическая музыка.

    Ведущий. Внимание! Дорогие выпускники, уважаемые учителя и родители! Приглашаем вас совершить космический круиз на космолайнере "Мечта". Объявляется регистрация билетов на рейс 20-07 у стойки 20-08.

    Стюардесса. Уважаемые пассажиры! Рейс 20-08 космолайнера "Мечта" посвящается выпускникам школы N ___ выпуска _____ года. Сегодня мы совершим космический круиз, продолжительность которого составляет 10 звездных лет школьной жизни.

    Ведущий. Просим вас оставить свои поздравления и пожелания у регистрационной стойки в памятном билете.

  • Праздник Букваря

    для 1 класса по системе Л.В.Занкова

    1. Под музыку выходит первая группа детей.
    Машинисты и ткачи,
    Трактористы и врачи
    Лесорубы и шахтёры,
    Комбайнеры и актеры,
    Повара и кузнецы,
    Водолазы и певицы,
    Все когда-то в первый раз
    Приходили в первый класс.
    Все ходили в первый класс,
    Наша очередь сейчас.
  • День букваря

    Действующие лица: Мальвина; Баба Яга; Ужастик; Кощей Бессмертный; Вампир; Атаман; Разбойники (3 человека).

    Реквизит:
    Дуб с дуплом, паровозик, букварь (большой), буквы составляющие слово букварь (размер - что бы было видно из зала), карта, записка похитителей, письмо для поиска мягкого знака, пистолеты и кинжалы для разбойников, метла для бабы Яги.

    I действие
    Свет, звучит волшебная музыка, выходит Мальвина и выносит Букварь.

    Мальвина: Здравствуйте, ребята! Я - Мальвина самая красивая и умная кукла на свете! Сегодня у вас праздник: прощание со своим первым учебником, который вы прочли от корки и до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз заглянем на страницы Букваря.
Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30