Убийство Бориса и Глеба

ролевая игра

Цели занятия:
на основе анализа заранее прочитанных текстов помочь ученикам определить свое отношение к событиям;
способствовать развитию критического мышления восьмиклассников, коммуникативных и дискуссионных навыков.

Подготовка к уроку
Ученикам заранее дается список рекомендуемой литературы по теме (см. ниже), распределяются роли и объясняются задачи каждого участника игры (судья, присяжные заседатели, главный обвинитель, защитник, свидетели защиты и обвинения).
Необходимо также подготовить реквизит для инсценировки судебного заседания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе (силуэты древнерусских храмов, рисунки со старинных миниатюр и т.д.)
Ход урока

1. Учитель объясняет цели урока, представляет участников импровизированного судебного процесса, произносит небольшое вводное слово.

События, о которых пойдет речь, относятся к к началу XI в. — ко времени второй междоусобной войны за киевский престол. С этими событиями связана одна из загадочных трагедий — гибель двух сыновей киевского князя Владимира Святославича, Бориса и Глеба, позднее причисленных к лику святых. В убийстве князей был обвинен брат Святополк, получивший прозвище Окаянный.

Междоусобица началась в 1015 г.

2. Далее представляются участники судебного процесса. Слово получает обвинение.

Тезисы выступления обвинителя:
смерть великого князя Владимира;
захват князем Святополком киевского престола;
убийство по приказу Святополка князя Бориса, находившегося под Киевом;
убийство Святополком муромского князя Глеба;
отклик русского общества на эти события;
борьба Святополка с князем Ярославом;
поражение Святополка и его смерть.

Свидетели обвинения сообщают детали гибели Бориса и Глеба, используя текст Повести временных лет, житий Бориса и Глеба, исследования историков.
Судья задает вопросы, вносит поправки, уточнения,требует доказательств.

3. Слово предоставляется защите.

Тезисы выступления защитника:
Святополку незачем было убивать братьев, так как он имел законное право на киевский престол; Борис и Глеб добровольно признали его старшинство;
в летописях много противоречий, несоответствий, недоговоренностей;
обвинение игнорирует информацию о событиях, содержащуюся в хронике мерзебургского епископа (XI в.) и в Эймундовой саге (XIII в.), на основе которых историк Н.Н.Ильин делает предположение, что, скорее всего, борьба шла между Борисом и Ярославом и именно князь Ярослав послал убийц к Борису; Святополк же, обвиненный в измене и посаженный князем Владимиром в темницу, бежал после его смерти в Польшу и находился там;
вполне вероятно, что Святополк явился жертвой политических интриг и на него удалось списать целый ряд политических преступлений, совершенных другими лицами, возможно, тем же Ярославом Мудрым;
вся судьба Святополка говорит о том, что это скорее страдалец, жертва, чем преступник. В детстве он был лишен отцовской ласки; затем последовали династический брак — по расчету правителей Руси и Польши, тюрьма, бегство на чужбину. Святополк, конечно, был сыном своего времени, возможно, действительно отличался жестокостью и коварством, подобно большинству своих современников, обладавших властью;
вина Святополка не доказана обвинением.

Слово предоставляется свидетелям защиты, которые используют публикацию: Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба // Знание — сила. 1992. № 8.

4. Суд и присяжные после обсуждения аргументов обвинения и защиты выносят приговор.

Возможный вариант текста приговора:
Суд присяжных вынужден признать, что окончательный вывод о виновности или невиновности Святополка сделать нельзя, так как исторические источники не дают нам полной картины происшедшего. Поэтому считаем, что это событие остается одной из тайных страниц отечественной истории.
Суд, однако, признает, что больше аргументов имеет обвинение, чем защита:
а) мотив преступления — сохранение престола — просматривается очень четко;
б) необходимо учитывать эпоху, нравы того времени: устранение старшим братом братьев-конкурентов на престол было обычным делом (свойственник Святополка, польский князь Болеслав Храбрый, не поколебался избавиться от своих младших братьев).

Ещё с сайта

  • Вечер конкурсов в школе

    Учащиеся сидят за столиками в классе. Каждый столик — команда, представители которой участвуют в различных конкурсах. Победители конкурсов награждаются конфетами, шоколадками, вафлями, яблоками, бананами и т. д.

    Конкурс «Визитная карточка*
    Каждый столик-команда представляет название и свой девиз. После этого у каждого участника появляется на груди эмблема.

  • Друг, воспитанный тобой

    развлекательная программа для детей 1-4-х классов

    Цель: Прививать детям чувство любви к животным.

    Оформление зала: На стенах можно развесить фотографии или открытки с изображениями животных, расставить в пакетах корм для кошек и собак, посадить на стулья мягкие игрушки — животных.

    Действующие лица: Кошка. Собака.

    Элементы костюмов
    Собака — коричневые штаны и свитер, уши и хвост из коричневого меха.
    Кошка — черные лосины, черная водолазка, хвост и уши из черного меха.

  • Сценарий на последний звонок

    Звучит сигнал; без остановки звучит вступительная музыка, на вступительном проигрыше по ступенькам спускается хор и выстраиваются перед микрофонами; на финальном проигрыше хор по линиям расходится в разные стороны, из центра выходят малыши на спортивный танец.

    Появляются ведущие:
    В это майское утро, этой теплой весной
    Все как прежде как будто, все идет чередой. – Только все при параде, при улыбках, цветах,
    Зал в красивом наряде и гостей просто страх. – Знаем мы, что сегодня вам не нужен урок
  • Выпускной вечер младших классов

    Оформление доски:
    Какими мы были
    Лишь первых познаний блестит тебе свет
    Какими мы стали
    Узнаешь - предела познанию нет!
    Фото
    Пословицы: Знающий от тысячи бед избавится.
    Труд, труд, труд - вот три вечных сокровища.
  • Выпускной вечер (9 класс)

    1-ое застолье

    1. Слово ведущей:
    Добрый вечер, дорогие выпускники, уважаемые родители! Вот и наступил день, который вы все вместе так ждали. Позади 9 школьных лет! У каждого они прошли по- разному, были успехи и разочарования, радости и огорчения.
    Труден школьный путь, но вы, дорогие наши выпускники, сумели взять свою первую высоту, вы получили свой первый документ об образовании.
    И сегодня этот праздник посвящается вам, наши умные и старательные, талантливые и находчивые, веселые и непосредственные ученики! Сегодня на нашем празднике мы будем вспоминать школьные годы, танцевать, участвовать в конкурсах и играх.
    А сейчас я хочу предоставить слово для поздравления вашему классному руководителю, учителю, который на протяжении долгих лет был рядом с вами, помогал вам, поддерживал вас, переживал за вас, вел вас за руку к знаниям и успеху, отдавая свое сердце любимым ученикам.
    (Слово предоставляется классному руководителю)
    Тост за слова учителя (звучит музыка)

  • Сегодня вечер выпускной

    Зал празднично оформлен, звучит инструментальная музыка.

    Ведущий:
    Есть у каждого детства свой адрес.
    С ним расставшись, мы станем взрослей.
    И бродить наше детство останется
    В стенах школы своей.

    Ведущая:
    Уведет нас все дальше дорога.
    Школьных лет не вернуть, не забыть.
    И хотим мы сегодня немного
    О былом с тобой погрустить.

    Вокальной группой или солистом исполняется песня.

  • Помолясь, за книгу, дети!

    Сценарий праздника 1 сентября

    Ведущий
    Здравствуйте, дорогие гости! Мы приглашаем вас на Праздник знаний. Слышите, звенит колокольчик, он зовет нас на занятия после летних игр и прогулок.

    Звенит колокольчик.
  • Космический круиз

    Сценарий выпускного вечера

    В зале звучит космическая музыка.

    Ведущий. Внимание! Дорогие выпускники, уважаемые учителя и родители! Приглашаем вас совершить космический круиз на космолайнере "Мечта". Объявляется регистрация билетов на рейс 20-07 у стойки 20-08.

    Стюардесса. Уважаемые пассажиры! Рейс 20-08 космолайнера "Мечта" посвящается выпускникам школы N ___ выпуска _____ года. Сегодня мы совершим космический круиз, продолжительность которого составляет 10 звездных лет школьной жизни.

    Ведущий. Просим вас оставить свои поздравления и пожелания у регистрационной стойки в памятном билете.

  • Праздник Букваря

    для 1 класса по системе Л.В.Занкова

    1. Под музыку выходит первая группа детей.
    Машинисты и ткачи,
    Трактористы и врачи
    Лесорубы и шахтёры,
    Комбайнеры и актеры,
    Повара и кузнецы,
    Водолазы и певицы,
    Все когда-то в первый раз
    Приходили в первый класс.
    Все ходили в первый класс,
    Наша очередь сейчас.
  • День букваря

    Действующие лица: Мальвина; Баба Яга; Ужастик; Кощей Бессмертный; Вампир; Атаман; Разбойники (3 человека).

    Реквизит:
    Дуб с дуплом, паровозик, букварь (большой), буквы составляющие слово букварь (размер - что бы было видно из зала), карта, записка похитителей, письмо для поиска мягкого знака, пистолеты и кинжалы для разбойников, метла для бабы Яги.

    I действие
    Свет, звучит волшебная музыка, выходит Мальвина и выносит Букварь.

    Мальвина: Здравствуйте, ребята! Я - Мальвина самая красивая и умная кукла на свете! Сегодня у вас праздник: прощание со своим первым учебником, который вы прочли от корки и до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз заглянем на страницы Букваря.
Советуем посетить

Подшивка

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31